Стратегия роста капитализации компании. Инструменты и способы выгодной продажи бизнеса
Каждый владелец бизнеса должен думать не только о получении максимальной прибыли, но и о том, чтобы повысить стоимость своей компании. Мы расскажем, как сформировать стратегии роста капитализации компании и грамотно их реализовать. Также в этой статье вы познакомитесь с лучшими инструментами и способами выгодной продажи бизнеса.
Почему важно добиться стабильного роста бизнеса?
Бизнес – это не только основной источник прибыли, но и вложение времени, денег и сил. По этой причине задуматься о выгодном выходе из инвестиций нужно еще на начальных этапах. Самым эффективным выходом из бизнеса называют его продажу, при которой владелец получает существенную премию сверх стоимости активов. Вывод следует один: результатом успешной деятельности предпринимателя является не только получение операционного дохода, но и рост стоимости предприятия.
Важно! Чтобы заработать больше, чем стоят ваши активы, необходимо повысить ценность бизнеса для покупателя. Как только вы это сделаете, он будет готов платить любую сумму!
Что учитывают инвесторы?
Потенциальные инвесторы обращают внимание на следующие факторы:
- Подтверждение финансов;
- Договор аренды;
- Понятная управленческая отчетность;
- Клиентская база;
- Послепродажный консалтинг;
- Зрелость бизнес-процессов;
- Оперативное участие собственника.
Чтобы правильно сформировать стратегию роста капитализации компании, ответьте себе на следующие вопросы: где вы находитесь сейчас, куда вы хотите попасть, что для этого необходимо сделать?
Как повысить инвестиционную привлекательность бизнеса?
Для повышения инвестиционной привлекательности бизнеса следуйте этим подсказкам.
Совет 1. Приведите в порядок управленческую отчетность
Любой покупатель хочет получить работающий бизнес-инструмент, который начнет сразу же приносить ему прибыль. Никому не захочется столкнуться с хаосом и беспорядком в цифрах, ведь их придется устранять. По этой причине рекомендуем обязательно упорядочить управленческую отчетность. Она должна в себя включать:
- Структуру доходов – объемы продаж, выручку по продуктам, возвраты, средний чек;
- Структуру расходов – коммерческие, входящие в себестоимость, административные;
- Доходы и их распределение – реинвестиции, дивиденды;
- Количество сотрудников и результаты работы каждого из них;
- Показатели по клиентам или их типам;
- Показатели по каналам привлечения клиентов.
Совет 2. Снизьте влияние владельца на бизнес
Участие собственника должно быть минимальным, поэтому начните делегировать все те функции, которые позволят обойтись без потерь. Перестаньте принимать входящие звонки самостоятельно – переключите их на отдел продаж, офис-менеджера или сторонний кол центр. Откажитесь от личных связей, устных договоренностей и поставок по знакомству. Замените их официальными договорами, срок которых продолжится даже после смены собственника бизнеса.
Совет 3. Уменьшите статью постоянных расходов
Еще один важный шаг – уменьшить статью постоянных расходов. Единственное условие: это не должно влиять на выручку. Большинство покупателей не одобряет высокий ФОТ, дорогостоящие арендные площади и другие постоянные платежи.
Совет 4. Формализуйте бизнес-процессы
Проверьте, есть ли в вашем бизнесе:
- Должностные инструкции;
- Четко прописанные обязанности;
- Скрипты и сценарии взаимодействия с контрагентами и клиентами;
- Обучающий материал для новых сотрудников;
- Обучающий материал для будущего владельца.
Совет 5. Подтвердите финансовые показатели
Это можно сделать 2 способами:
- Напрямую – через бухгалтерию;
- Косвенно – с помощью договоров с клиентами и поставщиками, метрики сайта, выписки с банковских счетов.
Соберите и упорядочьте все данные по доходам и расходам вашей компании. Храните договоры, чеки и накладные. Ведите учет таким образом, чтобы можно было легко проанализировать данные за отдельный период.
Совет 6. Ведите клиентскую базу
Для формирования клиентской базы воспользуйтесь CRM.
Совет 7. Заключайте договор аренды
Он должен учитывать риски, возникающие при продаже помещения, быть зарегистрированным и долгосрочным. Также в нем следует прописать ответственность арендодателя в случае его завершения.
Совет 8. Создайте положительную репутацию
Сарафанное радио еще никто не отменял. Чем лучше репутация, тем выше лояльность клиентов.
Совет 9. Правильно донесите ценность своего бизнеса инвестору
Вы можете владеть лучшим бизнесом в мире, но все эти преимущества не будут иметь никакого значения, если вы не сможете выгодно их преподнести.
Инструменты для выгодной и быстрой продажи бизнеса
Чтобы быстро и выгодно продать компанию, нужно решить 2 проблемы:
- Задействовать как можно больше трафика – то есть привлечь внимание большого числа потенциальных покупателей.
- Конверсия – сделать свое предложение интересным для инвестора.
Перед продажей компании необходимо составить:
- Продающее описание объекта (AIDA);
- Понятную финансовую модель;
- Качественную презентацию – инвестиционный меморандум, тизер, видеообращение и т. д.;
- Трафик рекламы, настроенный на потенциальную ЦА.
Показ бизнеса покупателю лучше проводить в часы максимальной загрузки, а разговор строить на цифрах, конкретно и по существу. Расскажите о перспективах и назовите причины, по которым вам не удалось их достигнуть. Обозначьте важные моменты, укажите на свои сильные стороны, закройте возможные возражения.